HELPER.BY

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Охрана труда: новизна в управлении

  18001_О важности внедрения систем управления охраной труда, соответствующих требованиям современных документов и ожиданиям субъектов хозяйствования, не только внутри страны, но и за рубежом, говорить в настоящее время не приходится.

Начиная с 2005 года в Республике Беларусь ведется активная работа по созданию и сертификации систем управления охраной труда на соответствие государственным стандартам:

  • до 2009 год СТБ 18001–2005 «Системы управления охраной труда. Общие требования», разработанному на основании международного документа OHSAS 18001:1999 «Системы менеджмента безопасности труда – Спецификация»; 
  • с 2009 года СТБ 18001–2009 «Системы управления охраной труда. Требования», разработанному на основании международного стандарта OHSAS 18001:2007 «Системы менеджмента безопасности труда. Требования».

Вторая версия OHSAS направлена на развитие первой и принимает в рассмотрение положения ISO 9001 «Системы менеджмента качества. Требования», ISO 14001 «Системы экологического менеджмента. Требования», ILO-OSH 2001 «Руководство по системам менеджмента безопасности труда» для повышения совместимости этих стандартов и удобства пользования ими. Вторая версия отменяет и заменяет первую версию (OHSAS 18001:1999).

Принципиальные изменения в OHSAS 18001:2007 по отношению к предыдущей версии следующие:

  • OHSAS 18001 теперь ссылается на себя как стандарт, а не спецификацию, как это было в предыдущей версии. Это отображает тенденцию принятия OHSAS 18001 в качестве основы для национальных стандартов по системам менеджмента безопасности труда, чему подтверждение и государственный стандарт Республики Беларусь СТБ 18001, утвержденный и введенный в действие Госстандартом;

  • диаграмма модели управления «Планируй–Делай–Проверяй–Улучшай» (PDCA) приведена только во «Введении» и в полном объеме, а не в виде секционных диаграмм в начале каждого основного раздела.

Кратко PDCA может быть описана следующим образом:

–      планируй: установи цели и процессы для достижения результатов в соответствии с политикой организации в области безопасности труда;

–      делай: внедри процессы;

–      проверяй: осуществляй мониторинг и измерения процессов по отношению к политике, целям, законодательным и другим требованиям в области безопасности труда и сообщай результаты;

–      улучшай: предпринимай действия по постоянному улучшению действенности в области безопасности труда.

Многие организации осуществляют менеджмент своих операций с помощью системы процессов и их взаимодействий, которая называется «процессный подход». Процессный подход предлагает применять ISO 9001. Поскольку PDCA применима ко всем процессам, обе методологии совместимы;

  • нормативные ссылки в разделе 2 ограничены только международными документами;

  • добавлены новые и пересмотрены существующие определения.

В частности, термин «несчастный случай» теперь включен в термин «происшествие».

OHSAS 18001:1999

OHSAS 18001:2007

3.1. Несчастный случай (accident) – нежеланное событие, приводящее к смерти, заболеванию, травме, ущербу или другой потере.

3.6. Происшествие (incident) – событие, которое привело или могло привести к несчастному случаю.

ПРИМЕЧАНИЕ – Происшествие, в результате которого не возникает заболевание, травма, ущерб или другая потеря, относится также к «промаху». Термин «происшествие» включает «промах».

3.9. Происшествие (incident) – событие(я), связанное(ые) с работой, в результате которого(ых) возникает или могла возникнуть травма или ухудшение здоровья (независимо от тяжести), или смерть.

ПРИМЕЧАНИЕ 1  Несчастный случай – это происшествие, которое привело к травме, ухудшению здоровья или смерти.

ПРИМЕЧАНИЕ 2  Происшествие, в результате которого не возникает травма, ухудшение здоровья или смерть, может также называться «промах» или «опасная ситуация».

ПРИМЕЧАНИЕ 3  Аварийная ситуация является отдельным видом происшествия.

В целях исключения путаницы с понятиями в области промышленной безопасности опасных производственных объектов не рекомендуется использовать такой перевод английского слова «incident» как «инцидент».

Cделан также больший акцент на важности «здоровья», подтверждением чему стало появление нового термина «3.8. Ухудшение здоровья – опознаваемое неблагоприятное физическое или психическое состояние, вызванное и/или усугубленное трудовой деятельностью и/или ситуацией, связанной с работой». Как видно из определения, данный термин выходит за рамки законодательно установленного понятия «профессиональное заболевание». Под него подпадают даже такие ситуации, когда работник начал плохо себя чувствовать (повысилось артериальное давление, появились боли в области сердца, др.), например, после спора с руководством по поводу какой-либо порученной работы.

Термин «3.17. Приемлемый риск» заменен термином «3.1. Допустимый риск», что связано, как предполагается, со смысловой нагрузкой каждого из прилагательных, характеризующих «риск»: «приемлемый» означает то, что такой риск устраивает организацию и над ним можно, в принципе, и не работать, в то время как «допустимый» означает то, что такой риск, конечно же, не устраивает организацию, и она заявляет, что пока допускает такой риск, с учетом своих обязательств и др. Здесь можно провести аналогию с такими понятиями как «предельно допустимая концентрация (ПДК)» или «предельно допустимый уровень (ПДУ)».

Определение термина «опасность» больше не охватывает «ущерб собственности или ущерб окружающей среде рабочего места».

OHSAS 18001:1999

OHSAS 18001:2007

3.4. Опасность (hazard) – источник или ситуация с потенциальным вредом для человека в виде травмы или заболевания, ущерба собственности, ущерба окружающей среде рабочего места, или сочетания перечисленного.

3.6. Опасность (hazard) – источник, ситуация или действие с потенциальным вредом для человека в виде травмы или ухудшения здоровья либо их сочетания

Теперь считается, что такой «ущерб» прямо не связан с менеджментом безопасности труда, которая является предметом стандарта OHSAS, и он относится к области менеджмента собственности. И наоборот, риск такого «ущерба», влияющий на безопасность труда, должен быть идентифицирован при оценке рисков организации и управляться соответствующими мерами управления рисками.

Термины «аудит» и «несоответствие» приведены в соответствие с ISO 9000:2005 и звучат следующим образом:

«3.2. Аудит (audit) – систематический независимый и документированный процесс получения свидетельств аудита и объективной их оценки с целью определения степени выполнения критериев аудита»;

«3.11. Несоответствие (nonconformance) – невыполнение требования».

Также OHSAS 18001:2007 вводит дополнительные определения следующих терминов, употребляемых в системе менеджмента безопасности труда:

«3.4. Корректирующее действие (corrective action) – действие по устранению причины обнаруженного несоответствия или другой нежелательной ситуации»;

«3.5. Документ (document) – информация и соответствующий ее носитель»;

«3.16. Политика в области безопасности труда (OH&S policy) – общие намерения и направление деятельности организации, связанные с показателями деятельности в области безопасности труда, официально выраженные высшим руководством»;

«3.18. Предупреждающее действие (preventive action) – действие по устранению причины потенциального несоответствия или другой нежелательной потенциальной ситуации»;

«3.19. Процедура (procedure) – установленный способ осуществления вида деятельности или процесса»;

«3.20. Запись (record) – документ, содержащий достигнутые результаты или свидетельства осуществленных видов деятельности»;

«3.23. Рабочее место (workplace) – любое физическое местоположение, в котором деятельность, связанная с работой, осуществляется под управлением организации»;

  • значительно улучшена согласованность с ISO 14001 по структуре стандарта, а также улучшена совместимость с ISO 9001. OHSAS 18001:2007 разрабатывался совместимым со стандартами ISO 9001 (на системы менеджмента качества) и ISO 14001 (на системы экологического менеджмента), чтобы облегчить организациям, если они захотят, интегрирование систем менеджмента качества, экологического менеджмента, менеджмента безопасности труда. В частности, разделы 4.3.3 «Цели» и 4.3.4 «Программа(ы) менеджмента безопасности труда» были объедены в один раздел 4.3.3 «Цели и программа(ы)» для согласованности с ISO 14001;

  • OHSAS 18001:2007 расширяет и уточняет область распространения процедуры (процедур) идентификации опасностей и оценки рисков:

«Процедура(ы) идентификации опасностей и оценки рисков должна(ы) учитывать:

a) текущие и другие виды деятельности;

b) виды деятельности всех лиц, имеющих доступ к рабочему месту (включая подрядчиков и посетителей);

c) человеческие поведение, возможности и другие факторы;

d) идентифицированные опасности, не связанные с рабочим местом, но способные негативно воздействовать на безопасность лиц, находящихся под управлением организации на рабочем месте;

e) опасности, возникшие вблизи рабочего места вследствие производственной деятельности под управлением организации;

ПРИМЕЧАНИЕ 1  Более подходящей для таких опасностей может быть их оценка как экологических аспектов.

f) инфраструктуру, оборудование и материалы на рабочем месте, предоставленные организацией или другими сторонами;

g) изменения или предполагаемые изменения в организации, ее видах деятельности либо материалах;

h) модификации системы менеджмента безопасности труда, включая временные изменения, а также их влияние на операции, процессы и виды деятельности;

i) любые применимые законодательные обязанности, относящиеся к оценке рисков и внедрению необходимых мер управления;

j)содержание рабочих участков, процессов, установок, машин/оборудования, операционных процедур и организации работы, включая их адаптацию к человеческим возможностям.»;

  • введено новое требование о рассмотрении иерархии мер управления при планировании в области безопасности труда в ходе выполнения процессов идентификации опасностей, оценки и управления рисками. Теперь требуется, чтобы при определении мер управления либо рассмотрении изменений существующих мер управления организация учитывала следующую иерархию в снижении рисков:
a) устранение (имеется ввиду опасности);
b) замена (например, опасных материалов менее опасными);
c) технические меры управления (например, установка ограждений, блокировок);
d) предупреждение и/или административные меры управления (имеются в виду организационные мероприятия, например, наличие знаков безопасности, усиление контроля выполнения какой-либо работы);
e) средства индивидуальной защиты.

Как видно из иерархии, применение средств индивидуальной защиты следует рассматривать только при невозможности снизить (устранить) риск выше изложенными мерами, что является не совсем привычным для многих руководителей и специалистов организаций;

  • менеджмент изменений рассматривается теперь более подробно. Об этом говорится в следующих разделах OHSAS 18001:2007:

4.3.1. Идентификация опасностей, оценка рисков и определение мер управления «Для менеджмента изменений организация должна идентифицировать опасности и риски в области безопасности труда, связанные с изменениями в организации, ее системе менеджмента безопасности труда или видах деятельности до введения этих изменений.»;

4.4.6. Управление операциями «Организация должна определить те операции и виды деятельности, которые связаны с идентифицированной(ыми) опасностью(ями), где необходимо внедрение мер для менеджмента риска(ов) в области безопасности труда. Это должно включать менеджмент изменений (см. 4.3.1).»;

  • введены новые требования по участию и консультированию в подраздел 4.4.3.2 «Участие и консультирование». Теперь от организаций требуется следующее:

«Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы):

a) участия работников путем их:

–    подходящего вовлечения в идентификацию опасностей, оценку рисков и определение мер управления;

–    подходящего вовлечения в расследование происшествий;

–    вовлечения в разработку и анализ политики и целей в области безопасности труда;

–    консультирования по любым изменениям, влияющим на их безопасность труда;

–    представления по вопросам безопасности труда;

Работники должны быть информированы о мероприятиях с их участием, включая то, кто является их представителем(ями) по вопросам безопасности труда.

b) консультирования с подрядчиками по изменениям, влияющим на их безопасность труда.

Организация должна обеспечивать консультирование, при необходимости, соответствующих внешних заинтересованных сторон по относящимся к ним вопросам безопасности труда.»;

  • OHSAS 18001:2007 четко определяет состав документации системы менеджмента безопасности труда в разделе 4.4.4 «Документация»:

«Документация системы менеджмента безопасности труда должна включать:

a) политику и цели в области безопасности труда;

b) описание области применения системы менеджмента безопасности труда;

c) описание основных элементов системы менеджмента безопасности труда и их взаимодействия, а также ссылки на взаимосвязанные документы;

d) документы, включая записи, требуемые настоящим стандартом OHSAS;

e) документы, включая записи, определенные организацией как необходимые для обеспечения результативного планирования, функционирования и управления процессами, связанными с менеджментом ее рисков в области безопасности труда.

ПРИМЕЧАНИЕ  Важно, чтобы документация была пропорциональна уровню сложности, учтенным опасностям и рискам и сводилась к минимуму, требуемому для обеспечения результативности и эффективности.»;

  • добавлен новый раздел 4.5.2 «Оценка соответствия», касающийся соблюдения законодательных требований в области безопасности труда, а также других требований, с которыми организация соглашается. Целесообразно здесь привести полный текст этого раздела:

«4.5.2  Оценка соответствия

4.5.2.1 Согласно своему обязательству по соблюдению (см. 4.2с)), организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы) периодического оценивания соответствия применимым законодательным требованиям (см. 4.3.2).

Организация должна вести записи по результатам таких периодических оценок.

ПРИМЕЧАНИЕ  Частота периодической оценки может отличаться для разных законодательных требований.

4.5.2.2 Организация должна оценивать соответствие другим требованиям, с которыми она соглашается (см. 4.3.2). Организация может объединять эту оценку с оценкой соответствия законодательству, требуемой в 4.5.2.1, или установить отдельную(ые) процедуру(ы).

Организация должна вести записи по результатам таких периодических оценок.

ПРИМЕЧАНИЕ  Частота периодической оценки может отличаться для разных требований, с которыми организация соглашается.»;

  • введены новые требования к расследованию происшествий:

«4.5.3 Расследование происшествий, несоответствия, корректирующие и предупреждающие действия

4.5.3.1 Расследование происшествий

Организация должна установить, внедрить и поддерживать процедуру(ы) учета, расследования и анализа происшествий для:

a) определения основных недостатков в области безопасности труда и других факторов, которые могли вызвать или способствовать происшествиям;

b) идентификации потребности в корректирующих действиях;

c) идентификации возможностей для предупреждающих действий;

d) идентификации возможностей для постоянного улучшения;

e) сообщения результатов таких расследований.

Расследования должно проводиться своевременно.

Все идентифицированные потребности в корректирующих действиях или возможности для предупреждающих действий должны рассматриваться согласно соответствующим частям 4.5.3.2.

Результаты расследований происшествий должны быть документированы и поддерживаться.»;

  • в разделе 4.6 «Анализ менеджмента» содержит конкретные требования к входным и выходным данным данной деятельности:

«Входные данные для анализа менеджмента должны включать:

a) результаты внутренних аудитов и оценок соответствия применимым законодательным требованиям и другим требованиям, с которыми организация соглашается;

b) результаты участия и консультирования (см. 4.4.3);

c) соответствующую информацию от внешних заинтересованных сторон, включая претензии;

d) действенность в области БТ организации;

e) степень достижения целей;

f) статус расследования происшествий, корректирующих и предупреждающих действий;

g) исполнение решений предыдущих анализов менеджмента;

h) изменения обстоятельств, включая изменения законодательных  и других требований в области БТ;

i) рекомендации по улучшению.

Выходные данные анализа менеджмента должны согласовываться с обязательствами организации по постоянному улучшению и включать все решения и действия, связанные с возможными изменениями:

a) действенности в области БТ;

b) политики и целей в области БТ;

c) ресурсов;

d) других элементов системы менеджмента БТ.

Соответствующие выходные данные анализа менеджмента должны быть доступны для сообщения и консультирования (см. 4.4.3).».

Стандарт OHSAS 18001:2007 устанавливает требования к системе менеджмента безопасности труда, чтобы позволить организациям разработать и внедрить политику и цели, учитывающие законодательные требования и информацию о рисках в области безопасности труда. Он предназначен для применения организациями всех типов и размеров с разным географическим положением, культурными и социальными особенностями. Успех системы будет зависеть от обязательств всех уровней и функций организации, особенно высшего руководства (первого руководителя и его заместителей). Такая система позволит организациям устанавливать политику в области безопасности труда, цели и процессы для выполнения обязательств политики, проведения действий для улучшения своих показателей деятельности и демонстрации соответствия системы требованиям стандарта OHSAS 18001. Общей целью стандарта OHSAS являются поддержка и распространение надлежащей практики в области безопасности труда при сохранении баланса с социально-экономическими потребностями. Следует заметить, что многие требования могут рассматриваться одновременно или пересматриваться в любое время.

OHSAS 18001:2007 содержит требования, которые могут быть объективно проверены; тем не менее, он не устанавливает абсолютные требования к показателям деятельности в области безопасности труда кроме обязательств политики в области безопасности труда соответствовать применимым законодательным требованиям и другим требованиям, с которыми организация соглашается, предупреждать травмы и ухудшение здоровья и постоянного улучшения. Таким образом, две организации, осуществляющие аналогичные виды деятельности, но имеющие различную действенность в области безопасности труда, обе могут соответствовать требованиям стандарта.

Стандарт OHSAS не содержит требования, характерные для других систем менеджмента, например, качества, экологии, охранной деятельности или финансов, хотя его элементы могут быть согласованы или интегрированы с таковыми других систем менеджмента. Организация может адаптировать свою существующую систему(ы) менеджмента для установления системы менеджмента безопасности труда, соответствующей требованиям стандарта OHSAS. Однако следует отметить, что применение различных элементов системы менеджмента может отличаться в зависимости от намеченных целей и вовлеченных заинтересованных сторон.

Уровень детализации и сложности системы менеджмента безопасности труда, объем документации и выделенных ресурсов зависят от ряда факторов, таких как область применения системы, размер организации, характер ее деятельности, продукции и услуг, культура производства. В частности, это может касаться малых и средних организаций.

 


ОПРОС

Что для Вас "охрана труда"?
 

ЮМОР