HELPER.BY

  • Увеличить размер шрифта
  • Размер шрифта по умолчанию
  • Уменьшить размер шрифта

Опасные и вредные производственные факторы: ИНФРАЗВУК

infrazvuk_1Развитие техники и транспортных средств, совершенствование технологических процессов и оборудования сопровождаются увеличением мощности и габаритов машин, что обуславливает тенденцию повышения низкочастотных составляющих в спектрах и появление инфразвука, который является сравнительно новым, не полностью изученным фактором производственной среды.

В производственных условиях инфразвук образуется главным образом при работе тихоходных и крупногабаритных машин и механизмов (компрессоры, дизельные двигатели, электровозы, вентиляторы, турбины, реактивные двигатели и др.), совершающих вращательное или возвратно-поступательное движения с повторением цикла менее 20 раз в секунду.

Инфразвук аэродинамического происхождения возникает при турбулентных процессах в потоках газов и жидкостей. Мчащийся со скоростью более 100 км/час автомобиль также является источником инфразвука, образующегося за счет срыва потока воздуха позади автомобиля.

Многие явления природы (землетрясения, извержения вулканов, морские бури и др.) также сопровождаются излучением инфразвуковых колебаний.

Инфразвук представляет собой механические колебания упругой среды, имеющие одинаковою с шумом физическую природу, но распространяющиеся с частотами менее 20 Гц. Этот частотный диапазон лежит ниже порога слышимости и человеческое ухо не способно воспринимать колебания указанных частот.

Большая длина волны позволяет инфразвуку распространяться в атмосфере на значительные расстояния, достигающие в отдельных случаях десятков тысяч километров. По этой причине невозможно остановить инфразвук с помощью строительных сооружений на пути его распространения, средства индивидуальной защиты зачастую также не обеспечивают должной защиты от инфразвука.

Инфразвук характеризуется инфразвуковым давление (Па), интенсивностью (Вт/м2), частотой колебаний (Гц). Уровни интенсивности инфразвукового давления выражаются в децибелах (дБ).

Инфразвук оказывает неблагоприятное воздействие на весь организм человека, в первую очередь на орган слуха, понижая слуховую чувствительность на всех частотах.

Инфразвуковые колебания воспринимаются как физическая нагрузка: возникает утомление, головная боль, головокружение, вестибулярные нарушения, снижается острота зрения и слуха, нарушается периферическое кровообращение, появляется чувство страха и т.п. Тяжесть воздействия зависит от диапазона частот, уровня звукового давления и длительности воздействия.

Имеются данные о том, что инфразвук вызывает снижение слуха преимущественно на низких и средних частотах. Выраженность этих изменений также зависит от уровня интенсивности инфразвука и длительности действия этого фактора.

Низкочастотные колебания с уровнем инфразвукового давления свыше 150 дБ совершенно не переносятся человеком.

Особенно неблагоприятные воздействия вызывают инфразвуковые колебания с частотой (2-15) Гц в связи с возникновением резонансных явлений в организме человека. При этом наиболее опасна частота 7 Гц, т.к. возможно совпадение частоты инфразвука с альфа-ритмом биотоков мозга.

Уровни инфразвукового давления в октавных полосах со среднегеометрическими частотами 2, 4, 8 и 16 Гц не должны превышать 105 дБ, а в полосе с частотой 32 Гц – 103 дБ.

При определении мер защиты от инфразвука необходимо учитывать от обстоятельство, что большая длина волны позволяет инфразвуку распространяться в атмосфере на значительные расстояния, в отдельных случаях достигающие десятков тысяч километров. Как отмечалось ранее, инфразвук невозможно остановить с помощью строительных сооружений на его пути его распространения,  для ослабления его влияния не всегда эффективны средства индивидуальной защиты. Поэтому наиболее эффективным и практически единственным средством борьбы с инфразвуком является снижение его в источнике возникновения. И эти меры должны предусматриваться на стадии проектирования машин или агрегатов.

К таким мерам можно отнести: увеличение частоты вращение валов; повышение жесткости колеблющихся конструкций больших размеров; устранение низкочастотных вибраций; конструктивные изменения источников, позволяющие перейти из области инфразвуковых колебаний в область звуковых колебаний, для снижения которых эффективно применение методов звукоизоляции и звукопоглощения и др.

Для снижения инфразвука аэродинамического происхождения необходимо осуществлять  ограничение скоростей движения транспорта,  скоростей истечения жидкостей.

В борьбе с инфразвуком на путях распространения определенный эффект оказывают глушители интерференционного типа. Однако они эффективными при наличии дискретных составляющих в спектре инфразвука.
 


ОПРОС

Что для Вас "охрана труда"?
 

ЮМОР